Как удалось победить сомалийских пиратов
Jan. 8th, 2017 09:29 pm
пиратах. Хотя совсем недавно новости звучали регулярно и тревожно, практически как сводки с фронта. Куда же уплыли самые знаменитые корсары современности?
Со времен краха колониальных империй в 60-х годах прошлого века, африканский континент погрузился в коррупцию, нищету и хаос. Гражданские войны, племенная рознь, отсутствие элементарной медицины (не говоря уж об образовании), ощущение беспросветности стали визитными карточками Черного континента. Редкие исключения – ЮАР, Ботсвана, Руанда, Танзания, Камерун – лишь подчеркивают правило. Но все же на континенте есть места, превосходящие самые прекрасные представления о прекрасном. К таковым можно без всяких стеснений отнести Сомали.
С незапамятных времен негостеприимные земли Африканского Рога населяли племена воинственных кочевников-скотоводов. Перманентные разбои и грабежи; бесконечные войны различных народностей и кланов всегда были нормальным состоянием сомалийского общества. В Средние века сомалийские мусульманские султанаты неустанно практиковали набеги на территорию соседней христианской Эфиопии, а также – на появившиеся на заре Великих географических открытий португальские фактории. Попытки единоверцев-мусульман из Египта, Занзибара и Омана установить контроль над Рогом и немного цивилизовать аборигенов были бесплодны: уж очень не хотелось свободолюбивым сомалийцам менять кинжал на плуг.
Более-менее нормальная жизнь в Сомали установилась только с конца XIX века, когда страна была колонизирована англичанами и итальянцами. Последние даже пытались внедрить там систему плантационно-фермерского хозяйства европейского типа. Само собой, безуспешно. В 1960 году Сомали получило независимость, и местный диктатор Мохаммед Сиад Барре незамедлительно приступил к «построению социализма» (то бишь благополучно сел на шею Советскому Союзу). В 1991 году СССР вместе с интернациональной помощью закончился, Сиад Барре был свергнут, а страна вернулась к своим исконным корням и скрепам, погрузившись в войну всех против всех и распавшись на десятки протогосударственных формирований. Экономика рухнула почти до нуля (так, голод в начале 90-х унес около 300 тысяч жизней).
Отсутствие центральной власти и правоохранительных органов подтолкнули рыбаков из прибрежных поселков заняться рэкетом, обкладывая данью промышлявшие рядом с территориальными водами Сомали рыболовецкие траулеры. Но когда последние почему-то сразу прекратили рыбный промысел у берегов неспокойной страны, вчерашние рыбаки сообразили, что гораздо «рентабельнее» захватывать проходящие неподалеку от Сомали суда и требовать выкуп.
В 2003 году сомалийские пираты впервые попали на полосы мировой прессы в связи с неудачной попыткой захватить российский танкер. Первый масштабный успешный захват пришелся на 2005 год. С того же года пиратство приобрело системный характер.
Тактика и стратегия
Выбрав жертву, пираты на одной или нескольких лодках подходили к кораблю, открывали предупредительный огонь из «Калашниковых» и угрожали выстрелить из гранатомета. Как правило, этого было достаточно, чтобы корабль замедлял ход, и разбойники поднимались на борт. После этого судно уводили в одну из многочисленных пиратских бухт, и начинался многомесячный торг. По итогам которого бандиты, как правило, получали выкуп в несколько миллионов долларов. «Гонорар» рядового пирата составлял от $ 10 до 75 тыс. за успешную «ходку».
Выбирать пиратам всегда было из чего. Сомали находится на одном из берегов Аденского залива, через который идет важнейший морской путь планеты. Сухогрузы и контейнеровозы из Китая и других стран Юго-Восточной Азии, а также нефтяные танкеры из стран Персидского залива вынуждены проходить через него по пути в Красное море и Суэцкий канал к европейским портам Средиземноморья. По самым скромным оценкам, через опасные воды проходят не менее 21 тыс. торговых судов в год.
Когда корабли стали держаться подальше от опасных вод, пираты расширили радиус действия, «перекрыв» весь Аденский залив, а также включив туда большую часть аравийского побережья, вплоть до Омана, и африканского, вплоть до Танзании и Сейшельских островов.
Для этого бандитские группировки создали целую сеть плавучих баз – стоящих на одном месте кораблей, на которых разбойники отдыхали, набирали горючее и провиант и уплывали на промысел.

Расцвет пиратства
На пике своей активности (2008-2012 гг.) корсары захватывали до полусотни кораблей в год. За все время «в гостях» в лазурных сомалийских бухточках побывали сотни кораблей и примерно 3,5 тыс. моряков. 25 из них были убиты бандитами, еще 37 умерли от голода и невыносимых условий или покончили с собой в плену.
По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 млн, прокладка удаленных от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 млн, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 млрд, установка защитного оборудования и наем вооруженной охраны — свыше $1 млрд. При этом нужно понимать, что данные явно неполны, и что судовладельцы и страховые компании продолжали нести убытки и после 2011 года.( Read more... )