«Литература есть балованное дитя нации. Нет такого глупого и необразованного народа в мире, который бы не утешался и не гордился своими писателями и произведениями литературы. В этом равны и персиянин и англичанин».
Ф. Булгарин, из письма управляющему III отделением ЕИВ канцелярии.Как известно, 2015-й в России объявлен годом литературы и выступая на его открытии, Путин заявил, что хочет поднять авторитет и влияние российских писателей в мире. Не думаю, что он способен на это, скорее, наоборот, но дело не в духоподъемных способностях Путина, а в том, что поднимать-то, кажется и нечего! Не так давно Сергей Соловьев писал: «Вычесть из России литературу – то же, что вычесть из человека его лицо». Боюсь, он оказался пророком – Россия теряет лицо!
Почему так произошло? Великая литература непременный спутник империй, каковы бы они ни были, и Герцен напрасно полагал, что «у народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Практика нынешней России этого не подтверждает. Не умерла ли русская литература, в лоб спрашивает американский журнал Foreign Policy? Не отстучала ли копытами в сторону моря, вопрошаю я на чистом путинском? Не год ли траура по ней следует объявить?
Вопрос резонный. Ибо сейчас в США на русские книги приходится лишь 4,6% переводов (имеется в виду – на английский язык), тогда как на французские, испанские и немецкие гораздо больше. Конечно, сказывается и общее падение интереса и даже аллергия на все русское, но основная причина, боюсь, иная. Нет книг, достойных перевода!
( Read more... )